Истина Святой Руси

Священномученик Владимир Васильевич Отт


 
Протоиерей Отт Владимир Васильевич. Конец 1980-х годов 

 

Год рождения 1901 
День рождения 16 
Месяц рождения 7 
Место рождения Москва 
протоиерей 

Родился 16/29 июля 1901г. в семье Вильгельма и Марии Отт, немцев по национальности,
лютеран по вероисповеданию и граждан России по гражданству. В 1856г. дедушка Владимира
Отта Адольф Яковлевич покинул входившую в состав Франции Лотарингию и приехал в
Россию в поисках работы. С этого времени род Оттов накрепко связал свою судьбу с
Россией. Вильгельм Отт, отец Владимира, был торговым служащим. Он стал для окружающих
его русских людей Василием, при этом так его называли не только коренные москвичи,
но и близкие родственники. К своей семье протоиерей Владимир Отт всю жизнь
относился как к святыне и очень ею дорожил, хотя большую часть жизни по не
зависящим от него причинам прожил вдали от родных.
Владимир жил с родителями и старшим братом Евгением в Москве.
В 1919г. он окончил Петропавловскую гимназию.
Владимир поступил было в Московский университет, но революция и гражданская война
помешали ему учиться в университете.
С 1919г. работал конторщиком в коллегии заводов по изготовлению гранат,
служил на Сев. ж.д. службе телеграфа также конторщиком.
Позже поступил в Высшее Техническое училище


ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ [до 1921г.] [1921-1936гг.] [до 1947г.] [1947-1953гг.] [1953-1992г
Образование
Московское Высшее Техническое училище (МВТУ) 
Учился в Высшем Техническом училище. Проучившись год, перешел во ВХУТЕМАС
ВХУТЕМАС 
Места проживания
Москва, Лубянка 
Семейство Оттов в течение 10 лет жило в доме на Лубянке.
После установления Советской власти этот известный дом в одночасье перешел
в ведение ВЧК. Отты не успели еще выехать из этого дома, как чекисты вставили
в окна решетки и большинство помещений превратили в камеры для заключенных.
Оттам было предложено в течение суток найти новое место жительства. В противном
случае на них бы распространился тюремный режим и вся семья оказалась бы в тюрьме,
не покидая своей квартиры
Служение
Москва, Маросейка, церковь Святителя Николая в Кленниках 
Должность=певчий левого хора, чтец, занимался уборкой в алтаре храма 
Год начала 1921 
Год окончания 1929 
Оглядываясь на прошедшие годы, протоиерей Владимир Отт писал:
       "Бог вел меня к сближению с Православной Церковью".
Признавал он также и сожалел, что "много сил потратил на увлечение восточной
мистикой и на праздное философствование".
Но интерес к абстрактной мистике перерос в изучение православной мистики и
знакомство с феноменом старчества.
Летом 1921г., будучи еще лютеранином, он предпринял поездку в Оптину пустынь,
которая имела для него большое духовное значение. В обители он обнаружил, что
с легкостью выстаивает многочасовые монастырские службы. В библиотеке монастыря
он впервые прочел слова свт. Иоанна Златоуста: "Слава Богу за все", и эти слова
молитвы стали для него руководством на всю жизнь, противоядием от уныния и гнева.
Господь сподобил его встретиться с двумя Оптинскими старцами: Анатолием-младшим
и Нектарием. Отец Нектарий в беседе с юным паломником пересказал ему историю
страданий библейского Иова. Эта история впоследствии не раз приходила на ум
отцу Владимиру и в ссылке, и в лагере, и у могилы безвременно скончавшейся супруги...
В декабре 1921г. над Владимиром был совершен чин присоединения к православию
в храме свт.Николая в Кленниках на Маросейке. В общине, которую собрал настоятель
церкви известный московский протоиерей о.Алексий Мечев, юноша научился основам
православия и жизни в соответствии со своей верой.
Владимир трудился при храме без денежного вознаграждения.
В 1925г. состоялось посвящение Владимира в стихарь.
Одновременно Владимир работал в различных учреждениях:
в 1924г. - руководителем в электротехнической артели,
в 1925г. - техническим преподавателем в Госкинотехникуме,
затем - хронометражистом (нормировщиком?) на фабрике Мострикотажа "Красная Заря".
В 1928г. он перешел на работу нормировщиком на деревообрабатывающей фабрике
треста Точной Механики.
Еще в 1925г. Владимир признался своему духовнику, что всем сердцем полюбил девушку
Анну Тарасову, исполнявшую в храме на Маросейке послушание регента церковного
хора. Духовник посоветовал юноше ничем не обнаруживать своего чувства, а дать
ему вырасти и окрепнуть. Впоследствии оказалось, что в этот же день к этому же
духовнику с аналогичным признанием приходил другой молодой человек.
Четыре с половиной года Владимир Отт ожидал того момента, когда сможет
назвать Анну Васильевну Тарасову своей женой.
Долгожданное венчание состоялось в 20-х числах сентября (22 сентября?) 1929г.
Места проживания
Москва, Покровка, Сверчков пер., 8-4 
Год окончания 1929 
День окончания 28 
Месяц окончания 10 
Аресты
Москва 
Год ареста 1929 
День ареста 28 
Месяц ареста 10 
Владимир Отт был арестован через 36 дней после венчания.
На момент ареста жена его Анна Васильевна работала на телефонной станции,
в Москве у него жили родственники: брат Евгений Васильевич,
бабушка - Мария Юльевна Северин, дед - Евгений Федорович Северин.
Отец Владимира Васильевича - Василий Адольфович - жил в Воронеже
Осуждения
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 
20/11/1929 
Обвинение "участие в антисоветской группе священника Мечева, антисоветская пропаганда, 
контрреволюционная деятельность" 
Статья ст.58-10 УК РСФСР 
Приговор=3 года ссылки в Северный край 
Групповое дело "дело группы "Духовные дети" о.Сергия Мечева (Москва, 1929г.)" 
На следствии Владимир заявил:
       "Я человек верующий, принадлежу к Православной Церкви...
        Участвуя в каких-либо работах по церкви,... делал это по собственному
        желанию. Я политикой не интересуюсь,... мне одинаково безразличны все
        государственные системы... "
Места заключения
Архангельская о., Няндомский округ, г.Каргополь 
Год начала 1929 
Год окончания 1930 
Месяц окончания 6 
Архангельская о., Шенкурский р., пос.Подюга (в 40 верстах от ст.Коноша) 
Год начала 1930 
Месяц начала 7 
Год окончания 1932 
День окончания 28 
Месяц окончания 11 
Работал на постройке ж.д. ветки Коноша-Вельск техником.
В ноябре 1932г. был освобожден из ссылки. Решением ОСО от 28.11.1932г.
ему было запрещено в течение 3-х лет проживание в 12 пунктах страны и Уральской обл.
с прикреплением к определенному месту жительства на 3 года
Орел 
Год начала 1932 
Месяц начала 11 
Владимир Васильевич поселился в Орле, куда к нему приехала жена.
В 1933г. у воссоединившейся четы родился сын Сергей.
В Орле Владимир Васильевич работал техником-нормировщиком на строительстве
завода N 3
Места проживания
Орел 
Год начала 1936 
Год окончания 1937 
С 1936г. Владимир Васильевич работал в Орле экономистом в артели "Парижская Коммуна"
Аресты
Орел 
Год ареста 1937 
Был арестован осенью 1937г.
Осуждения
тройка при НКВД по Орловской обл. 
02/12/1937 
Приговор=10 лет ИТЛ 
Был осужден 1-2 декабря 1937г.
Места заключения
ИТЛ 
Год начала 1937 
Год окончания 1947 
Много лет спустя о.Владимир и его друзья по несчастью называли лагеря и ссылки
"местами смирения".
В ИТЛ Владимир Васильевич все 10 лет трудился на разных строительствах техником
и нормировщиком.
Все эти годы душа его жаждала служения в Церкви.
Из его воспоминаний:
       "Во время пребывания моего в лагерях я просил, если угодно Богу, даровать
        мне послужить в Церкви священником в какой-нибудь захолустной деревушке
        хотя год-два ".
Начавшаяся война с Германией сделала еще более
суровыми условия существования заключенных, а дополнительные тяготы
Владимиру Отту добавила к общему грузу его национальная принадлежность, а также
знание того, что линия фронта проходила через Орел, где остались его жена и
малолетний сын.
29 октября 1947г. Владимир Отт был освобожден из ИТЛ и вернулся к семье в Орел
Места проживания
Орел (Орловская о., ст.Змиевка?) 
Год начала 1947 
В Орле Владимир Васильевич работал в тресте "Водстрой". Богатый опыт и усердие,
которое проявлял Владимир Васильевич, не остались незамеченными руководством Треста.
Его поощряли и продвигали по службе, считали очень ценным работником.
С 1951г. он являлся главным инженером строительно-монтажной Нарышкинской конторы
треста "Водстрой".
Владимир Васильевич хотел посвятить себя служению Церкви, но не имел возможности
уволиться со светской службы.
В 1952г. его жена Анна Васильевна Отт безвременно скончалась от воспаления мозга.
О.Владимир тяжело переживал смерть жены.
Осенью 1953г. контору "Водстрой" решено было ликвидировать.
Не дожидаясь окончательного исхода дела, 7 сентября 1953г. главный инженер
Владимир Васильевич написал заявление на имя епископа Орловского и Брянского
Флавиана:
     "Считаю своим долгом сообщить, что мне удалось наконец получить согласие
      на увольнение с гражданской службы. Сроком окончательной сдачи дел и
      ликвидации Нарышкинской конторы "Водстроя" назначено 20 сентября.
      Быть может и раньше. После чего я полностью отдаю себя в Ваше
      Архипастырское распоряжение ".
Последняя запись в трудовой книжке Владимира Васильевича была сделана
5 октября 1953г.
Рукоположение
иерей 
1953 
День 16 
Месяц 10 
Был рукоположен во иерея через 11 дней после своего увольнения со светской работы
Служение
Брянская о., Кромский р., с.Шахово, Троицкая церковь 
иерей 
Должность=настоятель 
Год начала 1953 
День начала 16 
Месяц начала 10 
Год окончания 1958 
Троицкая церковь относилась к Кромскому благочинническому округу.
Уже 18 октября 1953г. о.Владимир служил свою первую литургию в Троицкой церкви.
Прихожане отнеслись к нему с любовью и уважением.
На первую службу пришли 22 человека, на вторую - уже около пятидесяти.
Ему всегда были свойственны точность и аккуратность, и эти качества он проявлял
и в церковном служении. Он наводил порядок в ризнице, готовил южный придел к
освящению в честь свт.Митрофана Воронежского, старался смягчать и сглаживать
назревавшие в приходе взаимные споры и конфликты.
О.Владимира полюбили в селе. К нему потянулись не только прихожане, но и другие
священники.
В 1957г. благочинный Кромского округа протоиерей Василий Прохоров писал:
       "Отец Владимир высоко религиозен, любезен в обращении, отзывчив на нужды
        и печали, довольный при скромном вознаграждении за требоисполнение.
        Любит богослужение. В окружающем населении снискал любовь и уважение.
        При нем поднялись доходы свечного ящика.
        За три года священнослужения в селе Шахово о.Владимир провел большой
        ремонт храма: произвел перекрытие кровли храма, занес ограду, произвел
        древонасаждение ".
О.Владимир для благоустройства прихода использовал свои инженерные знания.
Один из трех приделов он отделил стеклянной перегородкой, устроил там печное
отопление и служил в этом алтаре зимой.
Все свои действия он смиренно согласовывал со священноначалием, регулярно
отчитывался епископу и благочинному о проделанной работе.
Деловые отношения о.Владимира и о.Василия Прохорова (также отбывшему заключение)
переросли в крепкую многолетнюю дружбу, продолжавшуюся четверть века.
О.Владимир прослужил в с.Шахово четыре с половиной года.
Летом 1958г. о.Владимира перевели на служение в г.Орел в Афанасьевскую церковь
Орел, Афанасьевская церковь 
иерей 
Должность=настоятель 
Год начала 1958 
Год окончания 1960 
О.Владимир не ограничивался совершением богослужения в храме и исполнением треб.
Часто произносил проповеди, к которым тщательно готовился. Отец Владимир оживлял
церковную жизнь города. Он стремился к созданию церковной общины, подобной той,
которая была в церкви свт.Николая на Маросейке.
В Орле был период, когда он служил литургию почти ежедневно.
В местных органах власти нарастало недовольство деятельностью "афанасьевского попа".
В 1960г. о.Владимир участвовал в освидетельствовании мощей свт.Тихона Задонского
после этого в журнале "Крокодил" появился пасквиль, в котором о.Владимиру была дана
язвительная характеристика и критиковалась атеистическая работа в регионе.
В результате уполномоченный по делам религии потребовал убрать примелькавшегося
священника "с глаз долой".
О.Владимир был вынужден официально стать "уволенным на покой согласно прошению".
Вынужденный перерыв в служении о.Владимир использовал с пользой для души.
Побывал в Москве, в Троице-Сергиевой лавре, жил близ Глинской пустыни
Белгородская о., с.Жуково, Знаменская церковь 
иерей 
Должность=настоятель 
Год начала 1960 
День начала 21 
Месяц начала 9 
Год окончания 1961 
Месяц окончания 10 
К осени 1960г. епископ Курско-Белгородской епархии Леонид (Поляков) назначил
о.Владимира настоятелем Знаменской церкви с.Жуково в 15 км от Старого Оскола.
21 сентября, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, о.Владимир отслужил
свою первую литургию в Знаменской церкви.
О.Владимир сообщал в письме своему сыну Сергею, проживавшему в Риге:
       "Этот сельский храм, наполовину реставрированный, был когда-то симпатичным".
Работы по продолжению реставрации предстояло много.
Надо было еще перевезти вещи из Орла.
Из ответного письма сына о.Владимиру:
       "Как трудно служить в деревне теперь тебе с твоими силами!
        Единственно, что службы не каждый день, - а ведь надо пешком ходить,
        отсутствие всякого благоустройства, вопрос с жильем, питанием... ".
О.Владимира морально и физически поддерживали знакомые из Орла. Приезжали,
чтобы принять участие в ремонтных работах знакомые из Орла.
Одна из духовных дочерей о.Владимира - Маруся (Мария Андреевна Дорохова) решила
всю жизнь посвятить помощи батюшке. Протоиерей Василий Прохоров в каждом своем
письме передавал благословение Марусе, называл ее продолжательницей дела святых
жен мироносиц, следовавших за Христом.
Маруся жила на квартире у одной из прихожанок храма, фактически все свое время
отдавала церковным послушаниям: занималась шитьем и перешивкой облачений,
помогала на богослужениях в храме, вместе ходила с о.Владимиром по домам
на причащение, и на отпевание, и на прочие требы.
К концу Великого Поста 1961г. число служб в храме увеличилось, он служил почти
ежедневно. Местное население, видя ревность пастыря, стало чаще ходить в церковь.
О.Владимир позже рассказывал:
      "Несмотря на скромный деревенский храм и еще более скромную его отделку
       внутри, службы шли бодро и некоторые (Вербное, Четверг, Благовещение)
       прошли при порядочном стечении народа и многочисленных причастниках ".
После Пасхи о.Владимир приступил к ремонту храма и благоустройству территории.
Сын Сергей, занимавшийся ремонтом кораблей, писал отцу:
      "У тебя тоже работа ремонтная, только ты ремонтируешь людей! Души людские!
       А это во сто крат сложнее! А по совместительству - ремонт храмов -
       опять-таки, чтобы лучше ремонтировать души...Тут уж брак не не допускается ".
В конце лета 1961г. его сын приезжал к нему на побывку в отпуск.
За короткое пребывание о.Владимира в с.Жуково он успел организовать и провести
большую работу. Храм был подштукатурен. В ограду церкви была перенесена сторожка.
Планировалось начать ремонт окон.
На праздник Преображения Господня только причастников было на службе 87 человек.
Однако во время Хрущевских гонений на Церковь было решено закрыть приход в Жуково.
Осенью 1961г., перед праздником Покрова Пресвятой Богородицы, о.Владимир, несмотря
на его просьбы не переводить его из Жуково, был переведен в Ильинский храм слоб.Ездоцкой
под Старым Осколом.
Уже будучи настоятелем Ездоцкого храма, о.Владимир просил добровольных помощников
довести до конца ремонтные работы в храме с.Жуково:
      "Мне лично, конечно, хорошо, но кровью обливается сердце за оставшихся
       [в Жуково] овечек. Очень жаль прихожан и храм в Жуково, который могут
       закрыть ".
Однако приход в Жуково был все-таки упразднен. Со временем пришел в запустение
храм, а за ним и само село Жуково
Белгородская о., Казацкий с/с, слоб.Ездоцкая (ныне в черте г.Старый Оскол), Ильинская церковь 
иерей, протоиерей 
Должность=настоятель 
Год начала 1961 
Месяц начала 10 
Год окончания 1984 
Слобода Ездоцкая в 1961г. считалась пригородом Старого Оскола и относилась к
Казацкому сельсовету.
О.Владимир поселился в церковной ограде в каменной сторожке.
Из письма к сыну:
     "Теперь вообще я буду служить гораздо чаще: по вторникам, четвергам, субботам
      и воскресеньям. В новом приходе меня приняли очень хорошо, даже с тортом...
      В Жукове, конечно, скорбят, а те, кто менее благочестив, говорят, что я, де,
      стал искать лучшего, польстился на город. Но моя совесть чиста, и я даже
      просил своего начальника не переводить. Но это было неизбежно... ".
Немотря на немолодой возраст, о.Владимир был полон сил и планов.
Он вел оживленную переписку. В иной день ему приходило до семидесяти писем.
Собирался поступить на заочный сектор Московской Духовной Академии.
Поддерживал связь с редакцией "Журнала Московской Патриархии".
Часть своей библиотеки (мешка три книг дореволюционного издания) отец Владимир
передал в дар Курской Духовной Семинарии. В период дефицита церковной литературы
это был бесценный поддарок.
В 1964г. он начал писать воспоминания о своих родных, которым дал название
"Сага о нашей семье". Протоиерей Владимир Русин писал о "Саге":
      "Это не просто мемуары, но и своеобразный учебник по истории Русской
       Церкви XX века... Книга воспоминаний батюшки, прошедшего путь исповедничества,
       это еще и проповедь о Христе и еще ее можно считать практическим руководством
       для желающих жить по-христиански - в любви к Богу и ближнему ".
"Сага" была издана только после его смерти в 1993г. мизерным тиражом (500 экз.).
Прихожане любили и уважали о.Владимира. Он не жалея своих сил, служил в храме,
исповедовал, причащал больных.
До конца своих дней о.Владимир сокрушался, переживая одно свое промедление:
ночью его пригласили причастить болного. Путь был не близкий и опасный, и
батюшка отложил это дело до утра, а к утру больной уже умер. Это был
единственный такой случай. Больше он никогда в жизни не отккладывал выход к
нуждающемуся в напутствии Святыми Дарами. Звали - шел, невзирая на время суток,
на время года, на расстояние, на состояние собственного здоровья. Приходилось
ему, рискуя жизнью, перебираться по шаткому деревянному мосту через реку Оскол
в период ледохода. Приходилось преодолевать путь в 52 км (большей частью пешком),
а в конце пути видеть больную за обеденным столом. Она, отчаявшись дождаться
священника, уже принималась за трапезу.
Первым вопросом тому, кто испытывал трудности во время исповеди, было:
              "Давно ли Вы были у Причастия?"
Духовный опыт, а может быть и дар, позволяли ему многое узнать о человеке и без
наводящих вопросов. Порой проницательность о.Владимира граничила с прозорливостью.
Одно время прихожане опасались (и не без основания), что батюшку переведут в Москву.
Ценили и любили о.Владимира и правящие архиереи.
О.Владимир был возведен в сан протоиерея.
Из характеристики, данной протоиерею Владимиру владыкой Николаем (Бычковским):
     "Ревностный и добросовестный в исполнении пастырских обязанностей. Пользуется
      большим уважением прихожан. Поведения отличного. Весьма дисциплинирован.
      Как священник, заслуживает поощрения ".
Владыка Хризостом (Мартишкин) так характеризовал о.Владимира:
     "Глубокой веры и духовности пастырь. Он своим проникновенным и самоотверженным
      служением Богу и людям завоевал преданную любовь и подлинное уважение прихожан ".
В 1977г. о.Владимир был награжден орденом св.кн.Владимира III степени, в 1980г.
удостоен права ношения митры.
Чрезвычайно взволнованный этой наградой, о.Владимир отправил владыке Хризостому
благодарственную телеграмму:
     "Получил Ваше извещение о награде. Глубоко тронут вниманием и любовью.
      Ходатайством Вашего Преосвященства благодарю и его Святейшество.
      Сознаю себя совершенно недостойным и неспособным.
      Горю желанием дальше служить Церкви ".
Из письма протоиерея о.Василия Прохорова о.Владимиру:
     "По количеству говеющих в ваших храмах видно, что религиозность горожан высока..."
Еще в 1968г. о.Владимир услышал от врачей об угрозе потери зрения (глаукома),
его направили на лечение в ин-т глазных болезней им.Гельмгольца. В дальнейшем он
перенес три операции на глазах, но обратить процесс угасания зрения не удалось.
О.Владимир ослеп и в мае 1984г. был вынужден уйти за штат на покой.
Настоятелем Ильинского храма назначили другого священника
Места проживания
Белгородская о., г.Старый Оскол, слоб.Ездоцкая 
Год начала 1984 
Год окончания 1992 
Месяц окончания 7 
О.Владимир отошел от настоятельских забот, но до самой своей смерти оставался
душою прихода. Участвовал по мере сил в церковной службе.
Он остался жить в церковной сторожке Ильинского храма.
Принимал посетителей, приезжавших к нему для духовных бесед из Губкино, Горшечного,
Курска, Орла, из Москвы.
Одним из последних духовников протоиерея Владимира Отта был известный архимандрит
Серафим (Тяпочкин) из с.Ракитное.
Многие священники избрали своим духовным наставником самого о.Владимира.
Из воспоминаний об о.Владимире протоиерея Александра Геронимуса:
      "Отец Владимир стяжал много духовных даров. Он был необыкновенно тонким и
       деликатным человеком. В личном общении с отцом Владимиром мы приникали
       к той благодати, которую он воспринял от своих великих духовных наставников
       и по заповеди Спасителя: "даром получили, даром давайте" с великой щедростью
       передавал нам ".
Протоиерей Алексий Бабанин, последние 5 с половиной лет причащавшийся с о.Владимиром
из одной чаши, с теплотой отзывался о нем:
       "Доброй души был батюшка".
Архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим (Лазебный), в детстве живший в соседнем
со слоб.Ездоцкой с.Губкино, где тогда не было своего храма, считает о.Владимира
своим первым священником:
       "Мы, дети, любили о.Владимира, как праздник. Любили запах ладана, шедший
        от него, сухую, горячую ладонь на голове. Если он наставлял, то один раз
        и так не обидно, что душа впитывала наставление, как жаждущая земля влагу.
        И все слушали, слышали и слушались...
        Школа о.Владимира существенно отличалась от светской. Прежде всего он учил
        своею жизнью, собственным примером.
        Помню его входящего во врата церкви. В стареньком подряснике, который он
        никогда не снимал, говоря: "...носить подрясник - это уже проповедь", с
        распухшими тетрадками в руках. Положив в церкви три поклона на все стороны,
        шел к свечной лавке и вставал в очередь. Ему ли, служащему батюшке,
        самому покупать просфоры и свечи? Но он не позволял себе никакого послабления,
        не говоря уже о дерзости в стенах храма. "Только дети в храме первые, -
        говорил он, - и своего места никто не знает. Чем смиреннее, тем надежнее ".
        Я часто вспоминаю благоговейное отношение отца Владимира ко всему в храме...
        С прихожанами храма о.Владимир был особенно внимателен. Никогда не
        позволял он себе отвечать кому-либо на ходу, через плечо. Остановившись,
        внимательно выслушивал собеседника. А слушать он очень умел. Всегда
        задавал наводящие вопросы, и собеседник раскрывался весь, и тогда они
        вместе искали пути выхода из беды. Никто не уходил от него не утешенным.
        Шли к нему со всеми жизненными вопросами. Интеллигенты, крестьяне, дети,
        партийные работники.
        Сколько же любви, жалости, сколько души было в нем! Всех слышал, понимал,
        помогал...
        Он был немцем по национальности. В его сдержанности, учтивой собранности
        и вдумчивости угадывался человек европейской культуры и образования.
        Но я мало встречал в своей жизни батюшек, столь преданных Православию,
        столь пламенно приверженных строгой канонической старой русской православной
        школе. Именно он преподал мне первые уроки Православия, объяснил смысл
        богослужений, связывая его с корневой русской духовностью, историей и культурой,
        познакомил с православной русской древностью, преданиями и традициями
        нашего народа, изъяснив их отличие от других вероисповеданий.
        Я не раз был свидетелем, сколь тщательно, до щепетильности, готовился отец
        Владимир совершать Литургию. Сейчас, вспоминая его строгое, собранное в эти
        часы лицо, я провожу параллели с такими святыми подвижниками, как царица
        Александра Федоровна, ...великая княгиня Елизавета Федоровна и др.
        Их объединяет не столько иностранное происхождение и былая принадлежность
        к протестантству, а прежде всего, открытость сердец, с какой они приняли
        православную веру,... самооотверженная, беззаветная любовь к России и ее
        народу... Пламенные исповедники русской веры, они органично переплавили
        свою любовь к земле, на которой они стали православными, к ее устоям и
        истокам, становясь в итоге более русскими, чем, увы, многие и многие
        русские по крови...
        Он был очень красивым человеком. Высокий, стройный, худощавый, с благородной
        серебряной сединой, обрамлявшей его правильное лицо с большими светящимися
        глазами.
        Низко склонялся он над кающимся, и в прекрасном строгом лике его было столько
        любви и сочувствия, что люди раскрывались перед ним без боязней и оглядок.
        Воспринявший во всей полноте православие и глубинную мудрость от
        знаменитого отца Алексия Мечева, отец Владимир хорошо знал природу греха,
        умел отделить его от человека.
        Иногда он светился неземным светом над кающимся, иногда плакал и сетовал
        так, словно сам совершил исповедуемый грех.
        Много выстрадавший в жизни, он понимал и разделял страдания современника...
        Отец Владимир не замечал неудобств и, если ему говорили о его собственной
        нужде, он удивлялся, считая, что имеет все, что нужно священнику.
        Ведь главное счастье, весь смысл его жизни была Божественная Литургия.
        Чего было еще желать ему, любящему всем своим существом Богослужение?!
        Те немногие книги по богослужению, которые он имел, были для него
        драгоценны. Он не уставал переписывать в растерзанные от бесконечного
        употребления тетрадки недостающие фрагменты той или иной службы.
        Переписывал житийные материалы для проповедей, молитвы и месяцесловы.
        От него я узнал об Уставе Церкви и ее истории. Часослов был для него
        воздухом. С ним начинался его день, им и заканчивался...
        К проповедям батюшка готовился подолгу, допоздна склоняясь над своими
        тетрадками. До поздней ночи светилось окно церковной сторожки. Прохожие
        прихожане знали - отец Владимир молится...
        Проповеди он произносил негромко, ясным интеллигентным языком, четко
        выговаривая, как все лица иностранного происхождения. В его проповедях
        чувствовалась громадная начитанность, культура..., знание языков, истории
        народов, всемирной литературы. Это привлекало к нему студентов. Молодежь
        он любил, умел с нею разговаривать, без высоких и менторских нот.
        С изумительным тактом умел он поправить юную душу, если видел, что она
        встала на ложный путь, не оскорбив молодого человека и не разрушая ничего
        в его судьбе...
        Часто темой бесед его с молодежью была семейная,...личная тема.
        Прожив со своею матушкой Анной в любви и согласиии, овдовев, он был верен
        ей до самой смерти. Хотя красивая внешность и образованность весьма
        привлекали к нему женское внимание. Верность - стержень его жизни.
       "В семье верность - основа, - говорил он... Враг не оставит семью, как
        богозаповеданное житие. Нападают страсти, нужды, болезни, испытания. Но все
        нужно пережить, а главное, воспитать детей, как добрых христиан. Нет
        личной жизни, и семья не принадлежит только тебе. Как плоды надо выращивать
        для других, так и деток - Господу и народу " ...
        С годами отец Владимир становился все более русским, ...органично влился в
        народную стихию.
        Чего стоят одни помянники батюшки - толстые тетради, сплошь исписанные
        именами!... Батюшка Владимир, кроме всех, кого знает и знал когда-то,
        выписывал имена из газет и журналов людей, близких ему по духу, деятелей,
        которых хотел бы поддержать в жизни своей молитвой. А также вырезал из
        газет и приклеивал на свои странички некрологи, имена прихожан, их
        родственников и близких.
        Молился он глубоко, подолгу, в слезах. И тогда отрешенное, исхудавшее его
        лицо исходило светом. Весь он был свет. Красивый человек ходил по нашей
        земле. Высокий, ясный, спокойный...
        Низкий мой поклон, благодарная и любовная память первому моему священику,
        наставнику, ушедшему в бессмертие Владимиру Васильевичу Отту - отцу Владимиру "
Многие старооскольцы сохранили об о.Владимире светлые воспоминания. Иных он крестил,
иных утешил, иных заставил задуматься о своей душе.
За несколько лет до своей кончины он пережил великую скорбь - смерть своего
единственного сына Сергея


Награды
орден св.князя Владимира III степени 
Год награждения 1977 


митра 
Год награждения 1980 
Кончина


1992 
День 29 
Месяц 7 
Место Белгородская о., г.Старый Оскол, слоб.Ездоцкая 
Место захоронения Белгородская о., г.Старый Оскол, слоб.Ездоцкая, в ограде Ильинской 
церкви, с правой стороны от центрального входа 
28 июля 1992г. протоиерей Владимир Отт последний раз отметил день памяти своего
небесного покровителя святого равноапостольного князя Владимира.
Он скончался сутки спустя, накануне своего 91-го дня рождения.
Отпевание протоиерея Владимира состоялось 31 июля 1992г. в Ильинском храме
Он был похоронен в ограде Ильинской церкви с правой стороны от центрального входа.
Прихожане Ездоцкой церкви прежде, чем зайти в храм, навещают могилку батюшки
Владимира, молятся о упокоении его души, прикладываются к резному деревянному кресту,
установленному на его могиле


Реабилитация
Дата 19910228 
По году репрессий 1929 


Труды
"Сага о нашей семье" 
1993г. 


Публикации
Священник Владимир Михайлович Русин. "Горю желанием служить Церкви". Жизнеописание 
протоиерея Владимира Отта. Старый Оскол: Издание Свято-Покровского храма с.Кунье 
Горшеченского района Курской обл., 2008. 48с. 


Документы
ЦА ФСБ РФ. Д.Р-40103. 

 

http://kuz3.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/ans/m/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTcqUcy0Ud8-yf8XWs8-yV8Kfc5tjBX*iCHQ*_pnl

Истина Святой Руси



Hosted by uCoz